Расстрел социалистов в Савватиевском ските

6 февраля 2013 -

Савватиевский скит, где заключены социалисты, находится в глубине острова. Он занимает десятину земли, кусочек озера и обнесен колючей изгородью. Там в доме, рассчитанном на 70 человек, живут в настоящее время 200 человек социалистов разных оттенков и анархистов. В пределах этого загона им предоставлена полная свобода: они могут голодать, болеть, сходить с ума и умирать совершенно беспрепятственно, без малейшей попытки администрации вмешаться в их внутренние дела.
 
Из письма с Соловков в центральный орган партии социалистов-революционеров.
Журнал "Революционная Россия", № 31, октябрь-ноябрь 1923, Прага
 
Впервые о существовании московского приказа стало известно заключенным 16.XII.1923 года из уст, специально приехавшего для его объявления Эйхманса. Сущность этого приказа сводилась к ограниче нию времени прогулок и действия электрического света. До сих пор заключенные гуляли круглые сутки; новый порядок устанавливал для прогулок время с 9 утра до 6 вечера. Что же касается электрического освещения, то оно должно было прекращать свое действие в 12 часов ночи. Выслушав сообщение Эйхманса, объединенный старостат Савватиевского скита заявил свой решительный протест против нового распорядка лагерного дня, рассматривая его как первый шаг к установлению в лагере норм тюремного режима. Уезжая из Савватиевского лагеря в Кремль, Эйхманс недвусмысленно пригрозил старостату: "Нарушение приказа может повлечь за собой несчастные случаи".<br><br><em>
Журнал "Воля России". Орган партии социалистов-революционеров
№ 16 -17, 1924, Прага
 
О существовании приказа и о приезде Ногтева узнали некоторые из социалистов. Они по собственной инициативе вышли на двор и присоединились к ранее вышедшим на прогулку анархистам и одиночкам из социалистов. Но так как подавляющее большинство социалистов и не подозревало о существовании приказа, то решено было обойти все камеры и познакомить товарищей с его содержанием. Однако обход камер не удалось довести до конца. Со двора послышались глухие одиночные выстрелы часовых. Лагерь встрепенулся. Не нужно было никаких объяснений. Все понимали смысл этих выстрелов. Никакие уговоры - не выходить сразу всем - в большинстве случаев не достигали цели. Наскоро набрасывая пальто и полушубки, выходили заключенные на двор, чтобы коллективом принять направленный против него удар. Все пути к мирному исходу конфликта были заказаны. Так было угодно вдохновителям и организаторам убийства 19 декабря. Первый выстрел был дан часовым с вышки, расположенной около замерзшего озера, недалеко от здания комендатуры. Вслед за ними огласили воздух другие одиночные выстрелы. Все они в большинстве своем были направлены в воздух. В это время двор лагеря представлял необычайную картину. Около сотни людей сплоченными группами заполнили все обычные места прогулок. Молча, сосредоточенные, в тишине, медленно двигались они в свете электрических лампочек. Постепенно напряжение стало, однако, проходить, кое-где перекидывались шутками и замечаниями...
 
Между тем от ворот, примыкающих к корпусу анархистов, показалась тесная цепь прибывших из Кремля охранников. Они подошли вооруженные винтовками. Часть их спустилась на озеро и растянулась по льду длинной цепью. Другая цепь осталась во дворе и выстроилась вдоль изгороди. Общее количество стрелков достигало сорока пяти человек. Впереди цепи, протянувшейся вдоль изгороди, стоял взводный. - Политзаключенные! Предупреждаю в первый раз, заходите по помещениям, Последовало второе и, наконец, третье предупреждение, столь же безуспешное, как и два предыдущих. Нужно подчеркнуть следующее, очень важное обстоятельство. Ни одно из предупреждений не сопровождалось угрозой стрелять в ослушников. Даже специалисты военного дела из среды заключенных были обмануты в своих предположениях о том, к каким мерам собирается прибегнуть карательный отряд для приведения заключенных к повиновению. - Сейчас начнут работать прикладом, - делились между собой догадками. Кое-кто не исключал возможности изведать удары штыков. На эту мысль наводили доносившиеся от цепи угрозы:
- Колоть штыком!
     Были готовы ко всяким мерам оттеснения в корпус, но лишь незначительная часть гуляющих предвидела немедленный боевой огонь. Не более как через минуту или две после третьего предупреждения от руководившего стрельбой взводного раздалась громкая спокойная команда:
- Цепь, вперед! Прямо в помещение пальба взводом! Взвод, пли!
Журнал "Воля России".
Орган партии социалистов-революционеров
№ 16 п17, 1924, Прага

← Назад