Шестое июля

4 февраля 2013 -

Шестое июля (СССР), исторический, 1968 г., режиссер Юлий Карасик

 

https://www.tvigle.ru/video/shestoe-iiulia/

Фильм о подавлении мятежа 6 июля 1918 года, когда левые эсеры, ранее входившие в состав Советского правительства, предприняли отчаянную попытку захватить власть и сорвать Брестский мир с Германией. Картина, отличающаяся динамичным сюжетом, талантливой режиссурой и отличными актерскими работами, характерна новизной и остротой постановки вопроса о поведении Ленина и его ближайших соратников в тревожные дни июля 1918 года, когда началось восстание левых эсеров, которые были вынуждены порвать с большевиками и выйти из состава правительства. На экраны фильм вышел в необычное время. Высокая популярность этой картины (33,2 млн. зрителей) может удивить. Ровно через 50 лет после означенных событий фильм «Шестое июля» успел получить на кинофестивале в Карлови-Вари приз специального жюри.

А на экраны кинотеатров он вышел в СССР уже в ноябре 1968-го, спустя два с небольшим месяца после подавления тоже якобы контрреволюционных попыток деятелей «пражской весны» хоть частично реформировать неизменные в течение десятилетий тупые коммунистические догматы. Эсеры были в своё время заклеймены как подлые пособники войны с Германией из-за нежелания подписать постыдный мирный договор. А чешских сторонников «социализма с человеческим лицом» сразу же объявили ренегатами, будто бы в сговоре с буржуазным Западом покушающимися на единство стран социалистического лагеря, особенно участников военного Варшавского договора, благодаря которому как раз и смогли войти в Прагу советские танки.

Неожиданная перекличка двух исторических событий, конечно, помогла актуальнее и обострённее воспринять в конце 60-х ленту Юлия Карасика по сценарию Михаила Шатрова, которая сознательно выстроена по максимально достоверному, почти хроникальному принципу, пусть некоторые акценты в трактовке минувшего были расставлены не без внешнего идеологического диктата. Хотя всё равно нельзя не поразиться, что фильм не только не был запрещён (в отличие от тогда же снятой и менее крамольной трёхсерийной телевизионной картины «Штрихи к портрету», опять по сценарию Шатрова), но и выпущен огромным тиражом.

Пожалуй, ни в одном из произведений советского кино вождь мирового пролетариата не был показан в столь затруднительном положении, а главное — в состоянии некоторой растерянности, смятения, покинутости, даже если потом он приходит в себя, начинает энергично и жёстко действовать, желая отомстить тем, кто «предал» в самый неподходящий момент и, более того, выступил уже в конфронтации к революционному режиму. Мятеж эсеров — поворотный пункт на пути перехода от почти бескровной революции к кровавому террору, к диктатуре большевизма. Оставшись без союзников в правительстве, большевики отныне могли, ни на кого не оглядываясь, развивать революцию якобинским путем. Конфликт непримиримых идеалистов и тех, кто рьяно упивается доставшейся властью (в лице большевиков), оказался как раз в центре сюжета картины «Шестое июля».

 

← Назад