Кровь кондора

4 февраля 2013 -

Кровь кондора (Боливия), драма, 1969 г., режиссер Хорхе Санхинес

 

Фильм о работе центров материнства американского Корпуса мира на территории Боливии.

Мало какой фильм оставил настолько противоположные мнения о себе. С одной стороны – американцы, говоря об этом фильме, просто переходят на площадную ругань. Этот фильм в свое время был запрещен в Америке. С другой стороны этот же фильм был включен ЮНЕСКО (организация по культуре при ООН) в сотню величайших фильмов человечества за всю историю кино. Фильм создан в самой бедной стране Южной Америки – Боливии. Большей частью съемки шли в глухой провинции, в горном селении индейцев кечуа (тех самых потомков инков). Съемочная группа со всей аппаратурой добиралась туда на вьючных животных. Индейцы враждебно встретили пришельцев, отказывались сниматься в фильме и всячески мешали работе. Режиссеру пришлось обратиться к местному шаману и убедить его решить вопрос должны ли помогать местные жители съемкам фильма. Шаман совершил ритуальное гадание на листьях коки. Листья сказали ему, что съемочная группа приехала с добрыми намерениями, после чего индейцы согласились принять активное участие в съемках… С первых же дней проката «Крови кондора» в кинотеатрах Боливии американцы оказали дипломатический нажим на боливийское руководство с требованием прекратить показ этого фильма. Власти страны согласились, фильм был запрещен. Запрет длился ровно сутки, в стране начались демонстрации протеста, грозившие перерасти в массовые беспорядки, профсоюзы пригрозили всеобщей забастовкой, если запрет не будет снят. Опасаясь выхода ситуации из-под контроля, правительство Боливии сдалось. Прокат «Крови кондора» был возобновлен. Чуть позже, под давлением общественного мнения страны, сложившегося под влиянием этого фильма, деятельность американского Корпуса мира на территории Боливии была запрещена, его членам было предложено покинуть страну. Фильм произвел фурор не только в Боливии, но и в мире. Как писали тогда в рецензиях: «фильм нанес страшный удар по американскому империализму». Америка, естественно, невзлюбила этот фильм, практически объявив ему войну. Международный кинофестиваль в Сан-Франциско, в 1970 г. допустивший участие этого фильма в конкурсной программе и, более того, наградивший его, прекратил свое существование. Упоминания о наградах этого фильма в американских источниках до сих пор отсутствуют (в том числе и на imdb.com). До недавнего времени (вплоть до 2007 г.) в Интернете часто встречались объявления американцев с просьбой помочь найти «Кровь кондора» «для проведения научной работы...», «для изучения…», так как найти его в США было невозможно, в том числе и в соответствующих библиотеках кинематографических институтов. Положение несколько изменилось после того, как ЮНЕСКО включило этот фильм в 100 величайших фильмов за всю историю кино. В современных американских рецензиях на «Кровь кондора», даже по истечении почти 40 лет после выхода его на экраны, хотя и продолжает присутствовать в качестве характеристики ругань, но в то же время уже отмечается его яркость и артистичность и даже раздаются предложения о необходимости просмотра этого фильма студентам кинематографических институтов. В любом случае этот фильм является ярким образцом воинственного латиноамериканского революционно-романтического кино. Не забываем, что фильм снят вскоре после гибели в Боливии последнего революционера-романтика XX века - Эрнесто Че Гевары, чья судьба оказала огромное влияние на мировоззрение режиссера фильма Хорхе Санхинеса.

← Назад