Минаков Генрих ДИАЛЕКТИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

22 июня 2023 - samoch2
Природа человека –труд. Начав изготовлять и применять орудия приматы
очеловечились, т.е. помимо биологических организмов возник социальный
«организм». Труд неплохо исследован К. Марксом в «Капитале» (т.1).
Исследуя трудовую деятельность, Маркс мимоходом высказал существенную
догадку, которая так и осталась догадкой из-за досадной ошибки. Это
догадка о наличии диалектики в трудовой деятельности людей. Именно эта
диалектика и является той «материалистической диалектикой», по поводу
которой весьма долго ломались копья. Маркс пишет: «Предмет, которым
человек овладевает непосредственно - мы не говорим о собирании готовых
жизненных средств, например плодов, когда средствами труда служат
только органы тела рабочего,- есть не предмет труда, а средство труда. Так
данное самой природой становится органом его деятельности, органом,
который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом,
вопреки библии, естественные размеры последнего». Желание лишний раз
уесть библию подвело Маркса. Очевидно, что человек, присоединив к своей
руке палку, никоим образом не увеличивает естественной длины руки. В
данном случае оказался прав Иисус, а не Маркс. Психолог Л.С. Выготский
исправил ошибку Маркса, сказав, что присоединяя палку (орудие) человек
как бы удлиняет руку. Выражение «как бы удлиняет» эквивалентно
выражению « и удлиняет и не удлиняет одновременно». А что такое «и
удлиняет и не удлиняет одновременно»? Это единство (тождество)
противоположностей. Но почему человек присоединяет орудие к руке, берёт
в руку палку? Его к этому вынуждает положение, в котором он оказался.
Возникло чувство голода, на дереве висит съедобный плод, человек его
заметил. Он подходит к дереву, поднимает руку, желая достать плод, и тут
оказывается, что рука коротка, её длина недостаточна, чтобы сорвать плод.
Человек тянется рукой к плоду изо всех сил, ему нужно удлинить руку, но
рука, увы, не удлиняется, невозможно её удлинить. Человек оказался в
ситуации, когда руку нужно удлинить, но удлинить её невозможно. Это
ситуация диалектического противоречия, которое образуют
противоположности: руку нужно удлинить, руку невозможно удлинить. Если
человек не разрешит это диалектическое противоречие, то он умрёт от

голода. Именно необходимость разрешения этого противоречия подводит
человека к хватанию палки, к руке присоединяется орудие. Палка в руке –
это разрешение диалектического противоречия, в котором оказался человек.
Человек как бы удлинил руку, и удлинил и не удлинил одновременно,
следовательно, такое единство противоположностей является разрешением
диалектического противоречия. В чём заключалось заблуждение
сторонников диалектики? В том, что они единство (тождество)
противоположностей ( и удлинил и не удлинил одновременно) считали
противоречием, смешивая диалектическую логику с логикой формальной.
Это в формальной логике выражение «и А и неА одновременно» является
субъективным противоречием, ошибкой. В диалектической логике формула
«и А и неА одновременно» обозначает разрешение диалектического
противоречия. Понимание этого различия двух логик приводит к пониманию
диалектического метода. Обнаружение и разрешение диалектических
противоречий – суть диалектического метода, а разрешением противоречия
в диалектике является единство противоположностей. Это логическое
разрешение, разрешение в общем виде. Оно облегчает поиск конкретного
разрешения, когда логика применяется осознанно. Открытие наличия
диалектики в трудовой деятельности человека позволило превратить
диалектическую логику в полноценную науку. Всякое орудие труда человек
создавал, оказавшись в ситуации диалектического противоречия и стремясь
разрешить это противоречие. Он этой диалектики, конечно, не осознавал.
Намёк на осознание впервые появился у Маркса, у Гегеля была догадка о
диалектичности перемещения тел. Источником системы категорий тоже
является труд, поскольку имеют место всеобщие формы трудовой
деятельности. Эти всеобщие формы и получили название категорий в логике,
являясь также всеобщими формами мыслительной деятельности.
Э.В. Ильенков в статье «Гегель и герменевтика» написал: « Но такое
понимание диалектики как логики объективного познания «понятно» и
естественно для тех классов людей, которые преобразуют своими руками
неподатливый материал природы». Именно из-за «неподатливости»
материала человек оказывается в ситуации диалектического противоречия и,
стремясь разрешить его, создаёт орудия, которые позволяют справиться с
неподатливым материалом.

 

Минаков Г.М.

 

← Назад