Минаков Генрих ''ТОВАР'' - ФЕТИШ ЛЮДЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

20 июня 2023 - samoch2

 Французский философ Л. Альтюссер  называл раздел «Товарный фетишизм и его тайна» в «Капитале» К.Маркса инкрустацией, т.е. неким необязательным «украшением», случайной вставкой в основном тексте. Действительно, после рассмотрения товара и стоимости Маркс, вдруг, начинает рассуждать о товарном фетишизме, а затем продолжает писать об обмене товаров и т.п. Получается, что у Маркса случилась блестящая догадка о том, что слово «товар» связано с фетишистской составляющей сознания людей. Но эта догадка осталась без последствий  в самом «Капитале», выглядит в нём «чужеродным телом», случайной «инкрустацией». Между тем, развитие догадки, её осмысление позволяет показать истинное состояние сознания людей капиталистического  общества.

  Итак, Маркс отмечает, что человек изменяет своей деятельностью формы вещества природы в полезном ему направлении, например, форма дерева изменяется, когда из неё делают стол. И, тем не менее, стол остаётся деревом, обыденной, чувственно воспринимаемой вещью. «Но как только он делается товаром, он превращается в чувственно-сверхчувственную вещь». Ещё цитата: «Мистический характер товара порождается, таким образом, не потребительной его стоимостью. Столь же мало порождается он содержанием определений стоимости». «Итак, откуда же возникает загадочный характер продукта труда, как только он принимает форму товара? Очевидно, из самой этой формы». Поищем «рациональное зерно» в процитированных рассуждениях-догадках Маркса. «Мистический характер товара», но разве «товара»? Нет же. Загадочный (мистический) характер продукта труда, а не «товара». Этот мистицизм связан с «формой товара», из неё возникает. Как только продукт труда «делается товаром», появляется его загадочный характер. А как же стол «делается товаром»? Производитель стола называет его словом «товар». С этим словом и связан мистицизм, это слово – показатель мистичности сознания владельца стола. Как слово «чуринга» - показатель фетишизма сознания папуасов, которые «чурингой» именуют камни и деревяшки. Идём далее, рассмотрим следующие цитаты из «Капитала». «Между тем  товарная форма и то отношение стоимостей продуктов труда, в котором она выражается, не имеет решительно ничего общего с физической природой вещей и вытекающими из неё отношениями вещей. Это - лишь определённое отношение самих людей, которое принимает в их глазах фантастическую форму отношения между вещами». «Это я называю фетишизмом, который присущ продуктам труда, коль скоро они производятся как товары, и который, следовательно, неотделим от товарного производства». Мы уже выяснили, что продукты труда «производятся как товары» просто тем, что люди называют их товарами, как папуасы называют камни «чурингами». Следовательно, не существует никакого «товарного производства» как реальной производительной деятельности. Но Маркс даёт верную отгадку, почему люди именуют продукты своего труда «товарами». В этой «товарной форме», в «товарном виде» выражается, осознаётся тот факт, что люди находятся в отношении друг с другом, участвуют в разделении труда, производя различные продукты. Производитель, называя свой продукт «товаром», тем самым заявляет, что он участвует в разделении труда, находится в отношении с другими людьми, он не бесполезный индивид, пребывающий вне общества, вне производства. И он получает признание своей небесполезности и связи с другими, когда ему удаётся обменять свой продукт на чужой продукт. Папуасы называют камень «чурингой» тоже не просто так, ибо считают, что в этом камне пребывает душа человека. Значит, фетишизм товарный присущ не продуктам труда, а сознанию участников тех способов производства, при которых существует обмен продуктов труда, общественный труд пребывает в опосредованном виде. У Маркса существует некий «мир товаров», т.е. Маркс, высказав догадку о товарном фетишизме, не понял, что фетишизм выражается в наименовании продуктов труда «товарами» самими производителями продуктов труда. Тем самым Маркс не смог устранить фетишистскую составляющую из собственного сознания. Для людей антагонистического цивилизованного общества характерно наличие фетишизма, как и для людей первобытного общества. В этом отношении нет никакой разницы между современными людьми и папуасами, которых изучал Миклухо-Маклай. Задача состоит в том, чтобы осознать собственный фетишизм и избавиться от него. Нужно прекратить называть продукты труда «товаром» и «стоимостью». Это позволит изменить структуру сознания, устранив из него первобытную составляющую.

Минаков Г.М.

← Назад